14 октября, понедельник
 
 

Не взлетим – так поплаваем. Когда подорожают речные круизы по России

Рынок речных круизов тоже испытывает определенные сложности ввиду санкций со стороны зарубежных стран, но не в такой мере, как авиаперевозки. Поговорили с участниками рынка. Общий вывод: навигация состоится, но круизы подорожают.

После того как зарубежные государства объявили санкции в отношении России, большинство отраслей экономики, в том числе, напрямую ассоциированные с туризмом, испытали на себе все трудности, связанные с разрывом цепочек поставок в Россию импортных комплектующих, запчастей и других необходимых при подготовке к сезону товаров и технологий.

Не миновала чаша сия и круизный бизнес – сейчас речной флот как раз находится в процессе подготовки к грядущей навигации. Однако как рассказал «Вестнику АТОР» один из участников рынка, в настоящий момент проблемы круизных операторов не столь всеобъемлющи, как, например, у авиакомпаний.

Во-первых, общая зависимость от иностранных поставщиков значительно ниже. Во-вторых, необходимые комплектующие в основном уже успели закупить.

ФЛОТ ПЛАНИРУЕТ ВЫЙТИ В НАВИГАЦИЮ ВОВРЕМЯ

По оценкам специалистов, сейчас флот уже подготовлен к навигации на 90%. Однако поставки всего того, что закупалось за рубежом, приостановлены. Этот фактор имеет разное значение для разных компаний.

Некоторые компании широко применяли зарубежные запчасти, комплектующие и отделочные материалы при выполнении работ на российских круизных теплоходах. Причина прозаичная – соотношение цена/качество у них было значительно более выигрышное, чем у российских аналогов. Отдельные технические решения сейчас невозможно заменить российскими аналогами, а экстренно развернуть программы импортозамещения также не представляется возможным.

Например, зарубежные комплектующие используются при ремонте двигателей теплоходов.

«Если говорить о ремонте двигателей, то тут, к сожалению, детали заменить российскими аналогами не получится. Все наши теплоходы были в свое время произведены за границей и, соответственно, детали для механизмов мы также закупали в иностранных государствах», – говорит заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова.

По словам эксперта, в прошлом году «Мостурфлот» уже провел масштабные ремонтные работы, так что в этом сезоне ничего глобального пока не требуется, если не будет форс-мажора. Но в среднесрочной перспективе проблема запчастей и расходных материалов у речных круизных компаний все равно возникнет.

Так, для завершения отдельных процессов подготовки теплоходов к навигации в части отделочных материалов использовались иностранные продукты – краска, ковролин, спецпокрытие металла и пр.

«Например, мы регулярно меняем ковролин, он у нас импортного производства. И он сейчас подорожал минимум в 6 раз. Что касается краски для теплоходов, то и тут есть один нюанс – по технологии новый слой краски накладывается на старый, так что желательно, чтобы это была либо та же самая краска, либо идентичная по составу и структуре. Сейчас мы теплоходы уже покрасили, но на следующий год этот вопрос будет очень важен», – подтверждает Светлана Гончарова.

Некоторый запас комплектующих и материалов есть на складах круизных компаний, на данный момент флот готовится к навигации по графику, работы должны быть завершены в срок.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОМЕШАЕТ РАЗВИТИЮ

Однако текущее положение дел может препятствовать развитию бизнеса.

«Нынешняя ситуация позволяет нам выйти в полном объеме в навигацию и выполнить все обязательства перед клиентами. Однако говорить о возможностях интенсивного или экстенсивного развития на рынке в данный момент не приходится», – говорит один из собеседников «Вестника АТОР».

По словам Светланы Гончаровой из «Мостурфлота», в будущем вопросы могут возникнуть также со строительством новых речных лайнеров.

Но с теплоходом «Петр Великий», строительство которого в настоящее время подходит к завершению в Астрахани, на данный момент нет никаких проблем – все необходимые закупки для него уже сделаны. Планы его использования на российских реках пока не корректировались: он начнет выполнять круизы уже весной следующего, 2023 года.

КРУИЗЫ ПОДОРОЖАЮТ НА ФОНЕ ИНФЛЯЦИИ

Что вызывает наибольшее беспокойство у участников рынка, так это инфляция. Круизный бизнес уже столкнулся с этой проблемой: она становится первостепенной по отношению к вопросам подготовки флота к сезону.

В компаниях наблюдают резкое подорожание, например, продуктов питания. А это весомая составляющая в итоговой стоимости круиза. Кроме того, нельзя исключить инфляционные риски, которые повлияют на формирование фонда оплаты труда.

«Инфляция в целом продиктует круизным компаниям определенную индексацию цен уже в самое ближайшее время», – подтверждает генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский.

Подорожания круизов ожидают и в «Мостурфлоте».

«Нас очень волнует повышение себестоимости круизов в связи с инфляцией. Особое беспокойство вызывает рост цен на топливо, который сейчас невозможно предсказать, а также повышение ставки ЦБ и проблемы с дальнейшим обслуживанием кредитов», – говорит Светлана Гончарова.

РАСКУПЛЕНО 60% ПУТЕВОК, КРУИЗЫ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ

Надо отметить, что на данный момент до 60% путевок на сезон-2022 уже проданы по ценам прошлого года – круизный бизнес привык к хорошей глубине бронирований даже в кризисную пору. Таким образом, даже продажа оставшихся путевок по повышенной стоимости не решит всех проблем.

«Круизы – это изначально довольно дорогой тип отдыха, поскольку стоимость путевок формируется с учетом очень большого количества составляющих: это и стоимость владения и оперирования флотом, это топливо, это зарплаты большого числа персонала теплоходов, это продукты питания», – объясняет один из экспертов рынка.

Пока еще можно купить круизы по старым ценам, но туристам надо готовиться к подорожанию уже в ближайшие дни. 

Вместе с тем, по оценкам специалистов туристического рынка, речные круизы внутри России будут очень востребованы путешественниками в этом году, даже несмотря на растущую стоимость.

Если ситуация в стране стабилизируется на текущем уровне, круизные компании в полной мере готовы исполнить свои обязательства перед клиентами и выйти в навигацию по графику. Навигация-2022 стартует с 25 апреля.

Напомним, что помимо речных, российским путешественникам также доступны и зарубежные морские круизы. Преимущественно по странам Персидского залива, Мальдивам и по Нилу в Египте. В акватории Средиземного моря россиян ждет круизный лайнер Blue Sapphire.

Ольга Пегасова, Екатерина Тропова

Фото с сайта туроператора «Мостурфлот»

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram, на сообщество АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР