20 июня, четверг
 
 

Российский рынок MICE-туризма в 2023 году вырос на 49%

Сообщество MICEbackstage представило рейтинг ключевых участников MICE-индустрии за 2023 год и аналитические данные по рынку. Совокупная выручка агентств MICE в России превысила 22 млрд рублей, показав прирост на 49% по сравнению с прошлым годом.

Напомним, MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) – область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий.

По данным аналитиков MICEbackstage рост рынка MICE-туризма в прошлом году был обусловлен несколькими факторами, среди которых наиболее важные – это стабилизация экономики и потребительского рынка и повышение деловой активности в сравнении с 2022 годом.

Эти изменения привели к усилению конкуренции на рынке, однако первая четверка лидеров рейтинга MICE-компаний 2023 года в сравнении с рейтингом 2022 года осталась неизменной. Лидер, с большим отрывом – «Аэроклуб-Тур», один из основателей Союза агентств делового туризма (САД), далее в ТОП-5 идут «Випсервис», Upjet, TravelMart и «Максимайз».

Во второй половине ТОП-10 рейтинга 2023 года есть изменения. В том числе, вошла в первую десятку, нарастив свои обороты в MICE-индустрии, компания KMP Group, член АТОР. Годом ранее она занимала 11 строчку рейтинга.

Статистика объема рынка MICE-туризма в 2023 году. Данные: MICEbackstage

Основным критерием оценки компаний в рейтинге MICEbackstage стали показатели выручки, основанные на данных Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Поиск юридических лиц проводился по открытым источникам или предоставлялся самими компаниями. Число участников в 2023 году выросло до 63 компаний по сравнению с 56 годом ранее. Финансовые показатели новых участников учитывались при сравнительном расчете за 2023/2022 годы. Для расчета динамики использовалась разница суммы показателей выручки по всем юридическим лицам за 2023/2022 годы.

РОСТ РЫНКА MICE-УСЛУГ СОСТАВИЛ 49% ГОД К ГОДУ

По данным MICEbackstage (есть в распоряжении редакции «Вестника АТОР»), в 2023 году объем рынка MICE в России оценивается как 22 млрд руб. (или 2,7% от всего объема рынка делового туризма, если учитывать оценки его емкости САД). В 2022 году объем рынка MICE в России составил 14,93 млрд руб., соответственно, прирост в 2023 году равен +49%.

«Однозначно можно говорить о восстановлении рынка MICE после пандемии. На рынке активно размещают заказы как российские, так и международные компании. Стоит отметить, что 20-30% контрактов оформляются по агентской схеме, где исполнитель отражает только свое вознаграждение, а не реальный оборот по сделке. Кроме того, в отчете представлены компании, оказывающие услуги как бизнес-тревел, так и MICE, без четкого выделения оборотов по каждому направлению. Также значительная часть рынка оформляется либо напрямую заказчиком, либо через агентства, не вошедшие в данное исследование. С учетом этих факторов, я оцениваю общий объем рынка в размере порядка 22-23 млрд руб.», – отметил Андрей Зинковецкий, генеральный директор «Аэроклуб-Тур».

Частично рост финансовых показателей связан с инфляцией, которая существенно влияет на MICE-индустрию, особенно на логистические затраты. В частности, значительно возросли расходы на авиаперевозки.

«Стоит учитывать темпы роста инфляции, которые напрямую влияют на логистику и отрасль в целом. Поэтому прогнозировать продолжение усиленного роста сложно, поскольку меняется сам рынок, условия и задачи клиентов», – говорит Георгий Кулев, коммерческий директор Upjet.

Аналитики отмечают, что за последние два года облик рынка значительно изменился. Доступ к популярным ранее зарубежным направлениям стал затруднен, а затраты на проведение мероприятий за границей существенно возросли.

Вместе с тем, бизнес осваивает новые направления и локации. В России, на юге страны, по-прежнему закрыта часть аэропортов, включая Краснодар и Ростов-на-Дону, что повысило популярность железнодорожного сообщения.

«Сегодня мы наблюдаем определенную тенденцию к смене ландшафта компаний-заказчиков. Промышленность и фарма остаются ключевыми клиентами, но все чаще к услугам MICE прибегают IT-сектор, государственные структуры, банки и ритейл», – подчеркивает г-н Кулев.

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: MICEbackstage

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР