Региональный туризм попал в зависимость от субсидий на авиаперевозки

Субсидии авиакомпаниям за перевозку пассажиров планируют продлить до марта 2023 года и увеличить на 50 млрд руб. Механизм поддержки оказался важен не только для авиапассажиров, но также для инвесторов туротрасли – устойчивое авиасообщение делает регион более привлекательным. Но что будет, когда программа субсидирования закончится?

Региональный туризм становится зависимым от субсидирования авиаперевозок – это один из выводов, которые можно сделать по итогам заседания президиума госсовета по туризму, которое прошло в рамках ВЭФ накануне, 6 сентября. С таким сообщением выступил глава Астраханской области Игорь Бабушкин.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АКТИВНЕЕ РАЗВИВАЕТСЯ В ДОСТУПНЫХ РЕГИОНАХ

Он подчеркнул, что для развития туризма, туристической инфраструктуры, строительства гостиниц, мест размещения важна прогнозируемость и долгосрочность, а одним из факторов развития туристических кластеров является именно авиационная доступность.

«В настоящее время правительством РФ приняты беспрецедентные меры поддержки авиационной отрасли в виде субсидий, что резко повысило доступность всех туристических мест и объектов в регионах РФ. Но все эти решения являются на сегодняшний день краткосрочными. Для того чтобы инвесторы принимали решения о строительстве гостиниц и мест досуга, они должны быть уверены, что авиационная доступность сохранится и в будущем», – сказал г-н Бабушкин.

На данный момент в стране действует несколько программ субсидирования авиационных перевозок на общую сумму более 150 млрд рублей. Так, например, только дальневосточная программа поддержки потребовала 18,7 млрд рублей.

НА ПОДДЕРЖКУ АВИАКОМПАНИЙ ВЫДЕЛЕНО БОЛЕЕ 150 МЛРД РУБЛЕЙ

«Авиационные перевозки меняют транспортный ландшафт любого региона. В стране действует большая программа субсидирования благодаря поддержке Президента нашей страны. Более 150 млрд рублей субсидий было выделено в этом году для поддержки авиакомпаний. Многие постановления правительства, которые направлены на субсидирование перевозок, в первую очередь, касаются Дальнего Востока – более 18 млрд рублей», – сказал министр транспорта Виталий Савельев.

Значительные средства выделяются, в частности,  дальневосточной авиакомпании «Аврора», которая в 2022 году покрывает почти в два больше социально-значимых маршрутов, чем годом ранее и летает по 36 таким направлениям вместо 20. Поддержка этой деятельности обходится бюджеты в пять раз дороже, чем годом ранее: почти в 6 млрд рублей.

«Развитие воздушных перевозок, связь с Москвой, другими крупными городами – это очень важный фактор для жителей Дальнего Востока, да и для всей страны», – подчеркнул министр.

АВИАСУБСИДИИ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № 761 МОГУТ УВЕЛИЧИТЬ И ПРОДЛИТЬ

Но самая масштабная программа субсидирования перевозчиков – это субсидии по постановлению № 761, направленные на увеличение пассажиропотока. На эти цели в 2022 году выделено 100 млрд. рублей.

И, судя по новостям с ВЭФ, сумма будет увеличена еще на 50 млрд – с тем, чтобы программа действовала до марта 2023 года как минимум.

Об этом пишет РБК со ссылкой на неформальный комментарий замминистра транспорта Игоря Чалика. По его словам, такая инициатива  прозвучала в докладе министра транспорта Виталия Савельева президенту Владимиру Путину на совещании 25 июля.

«Президент эту инициативу поддержал, – сказал г-н Чалик, – сейчас мы продлеваем субсидию на зимний период, с ноября [2022 года] по март [2023 года] включительно». При этом чиновник все же отметил, что для продления субсидии необходима еще виза минфина.

РЕГИОНЫ ТАКЖЕ ПРОСЯТ ПРОДЛИТЬ ПРОГРАММУ СУБСИДИРОВАНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК

С просьбой не прерывать программу поддержки авиакомпаний обращались к правительству и руководители регионов.  

«Просим поручить правительству РФ продлить меры авиационной поддержки, которые показали свою эффективность по аналогии с постановлением правительства РФ от 27 апреля 2022 года номер 761», – сказал глава Астраханской области на заседании Госсовета по туризму.

При этом чиновник также рассчитывает, что правительство поможет развивать не только «большую» авиацию, но и вертолетное авиасообщение в регионах.

«Также полагаем необходимым сформировать предложения по эффективным мерам государственной поддержки вертолетных перевозок и механизму обновления вертолетного парка в особенности в ДФО, предусмотрев формирование заказа на приобретение не менее 100 вертолетов за счет средств ФНБ для передачи в лизинг российским авиакомпаниям в период до 2026 года», – сказал он.

Ранее мы писали, что объем средств, выделяемых на льготное кредитование лессоров, закупающих отечественные самолеты, также будет увеличен.

ЭКСПЕРТЫ ВЫРАЖАЮТ ОПАСЕНИЕ ЗА БУДУЩЕЕ ТУРИЗМА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ

Эксперты, опрошенные «Вестником АТОР», соглашаются, что поддержка авиаотрасли остается важной и социально-значимой мерой.

Но вместе с тем выражают и разумные опасения насчет того, как авиационный и туристический рынки отреагируют на то, что в какой-то момент субсидии все же закончатся.

С одной стороны, это может привести к резкому подорожанию авиабилетов. С другой стороны, если опираться на рассуждения главы Астраханской области, может также негативно повлиять на инвестиционный климат в российских регионах.

Кроме того, отдельные специалисты также опасаются, что так как нынешние показатели пассажиропотока достигаются только благодаря действию этой программы поддержки, то когда она закончится, сорвутся также и планы авиакомпаний по обновлению флота за счет отечественной авиационной техники – столько самолетов будет просто не нужно.

В чем специалисты единодушны, так это в том, что для планомерного развития рынку нужна не просто финансовая поддержка. Но, в первую очередь? предсказуемость и рост общего благосостояния населения, чтобы клиенты авиакомпаний и туроператоров могли позволить себе путешествия не только в этом году, когда путешественники еще тратят накопления прошлых лет, но и в будущем.

Тогда отрасль действительно сможет планомерно развиваться и станет привлекательной для инвесторов.

Екатерина Тропова

Фото: piqsels.com